Как показывает практика, в последнее время все больше родителей и детей стали обращаться за психологической помощью. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия не стало исключением. К нам часто обращаются за помощью родители, испытывающие трудности в детско-родительских отношениях, тревоги из-за поведения ребенка, страха за его будущее. После встречи с родителями, поняв их запрос, психолог отделения организует встречу с ребенком. При этом, и без того переживающие родители задаются вопросом: «Как подготовить ребенка к индивидуальной встрече с педагогом-психологом? Как озвучить данное решение ребенку? Как его замотивировать?»
Конечно, педагог-психолог в своем кабинете создаст безопасное пространство. Однако определенный настрой также важен. Мы подготовили для вас универсальные рекомендации, учитывая возрастные особенности.
Дошкольникам можно сказать: «Ты пойдешь к интересной (замечательной) тете-психологу (можно назвать по имени), и она с тобой будет играть. Предлагаю взять с собой твою любимую игрушку (рисунок, фотографию). Думаю, что ты интересно проведешь с ней время!».
Школьникам: «Ты пойдешь к интересному психологу (Анне Александровне), где ты сможешь рассказать о себе, своих увлечениях, интересах. Думаю, что будет интересно!».
Младшим школьникам также можно предложить взять с собой одну из своих работ (рисунок, поделку или фотографию).
Младшему школьнику и подростку можно обозначить волнующую вас проблему. Например: «На консультации с Анной Александровной вы попробуете разобраться, как улучшить твою успеваемость».
Важно, чтобы ребенок слышал и видел ваши позитивные намерения.
Можно сказать: «Ты сходишь поговорить с психологом и сможешь изменить свою жизнь к лучшему», «Благодаря работе с психологом ты сможешь найти способ выхода из трудной ситуации или найти эффективные способы справляться со стрессами», «Психолог поможет выявить и раскрыть твои способности и таланты».
Что не стоит делать при подготовке к встрече с психологом:
- Важно избегать обвинений, навешивания ярлыков в адрес ребенка: «У ребенка проблемы: он такой балованный, гиперактивный, непослушный и др.»;
- Говорить ребенку: «С тобой побеседуют (протестируют) и скажут, нормальный ты или нет», «Тебя исправят, и ты будешь лучше себя вести», «Ты плохо себя ведешь, поэтому с тобой побеседует психолог»;
- Избегайте критики и агрессии в адрес специалистов, других психологов, либо самого педагога-психолога, за помощью к которому вы обращаетесь.
Важно помнить, что, несмотря на все рекомендации, важен ваш личный настрой, ведь ребенок нас чувствует и читает наше состояние. Ориентируйтесь на свою интуицию, ведь вы лучше, чем кто-либо, знаете своего ребенка!
С уважением, педагог-психолог Чупрова Анна Александровна