Советы педагога — психолога родителям

Профилактика суицидального поведения у подростков

Психолого-педагогическая помощь родителям по  профилактике суицидального поведения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (ГЛОССАРИЙ)

Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности,  выражающейся в  мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидальное поведение как девиация – это отклоняющееся от различных норм ситуационные поведенческие реакции. Психические состояния, нарушения в развитии личности, приводящие к дезадаптации подростка в социуме и нарушению самоактуализации, непринятию себя в силу сложившихся неадекватных паттернов поведения.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности. Суициденты, как правило, соответствуют дезадаптивному уровню психического здоровья, когда не решаются внутренние проблемы, нарушен баланс между внешним и внутренним миром.

ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДОВ И ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  1. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.
  2. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой своеобразного шантажа.
  3. Скрытый суицид (косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).

Типы суицидального поведения

Демонстративное поведение.В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, – затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение.Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации. Невзирая на уникальность каждого отдельного случая, суициды имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей, для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода, переживание беспомощности и безнадежности, аутоагрессия, искаженное восприятие реальности – зацикленность на проблеме («туннельное зрение»).

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. В детском возрасте суицидальное поведение имеет характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано с желанием избежать наказания или стрессовых ситуаций.

Большинство исследователей считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11–14 годам. Только позже ребенок в состоянии по-настоящему осознать реальность и необратимость смерти. Ближе к подростковому возрасту смерть воспринимается как реальное явление, но маловероятное для себя. Поэтому термины «суицид» и «суицидальное поведение» малоприемлемы, это скорее проявления позиций жизненной неустойчивости подростков, которая обусловлена отсутствием навыков социального совладания со стрессом и депрессией.

Мотивы характерные для детей: впечатлительность, внушаемость, колебания настроения, импульсивность, гнев, страх, желание наказать себя или других.

Среди подростков самоубийства часто носят демонстративный характер, в том числе – шантаж. Большинство эксцессов совершаются после ссор с родителями и сверстниками, а также как бравада или обряд «братания». Более 49% суицидальных действий совершаются на фоне аффективных реакций или психических расстройств.

ОБЩАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЧИН СУИЦИДА

Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.

Существует несколько классификаций причин суицидов. По одной из них основными причинами самоубийств являются:

1) изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

2) безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

3) чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства);

4) низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя.

В детском и подростковом возрасте причины суицидов следующие:

1)  Несформированное понимание смерти.

 В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет;

2)  Отсутствие идеологии в обществе.

Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии;

3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям.

 При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения;

4) Дисгармония в семье;

5)  Саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества);

В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения;

Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

 Основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

 За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений – «одиночки»;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • с затяжным депрессивным состоянием;
  • сверхкритичные к себе;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением;
  • из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, в которых были случаи суицидов.
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки эмоциональных нарушений, лежащие в основе суицида:

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

9. Чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке и литературе.

10. Рассуждения на тему «Я никому не нужен».

11. Фантазии на тему собственной смерти.

Возможные мотивы.

  • Поиск помощи – большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
  • Неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания.
  • Двойственность ощущения своего места в мире. С одной стороны – уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой – абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников).
  • Максимализм оценок и приговоров – и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.
  • Безнадежность – жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
  • Множественные проблемы – все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
  • Попытка сделать больно другому человеку – «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
  • Способ разрешить проблему – человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

ЕСЛИ ВЫ РЯДОМ С СУИЦИДЕНТОМ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

2. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки.

3. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать.

4. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

5. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, о чём он говорит.

6. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы.

7. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности.

8. Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью.

9. Не предлагайте упрощенных решений.

10. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.

11. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией.

12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс.

13. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние.

14. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Практические советы или правила поведения с лицами,
проявляющими склонность к суициду

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.

3. Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

4. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

5. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.

6. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

7. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

 

26 июня — Международный день борьбы с наркоманией

26 июня по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения с 1987 года отмечается Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств. Наркомания и алкоголизм являются основными причинами преступлений, насилия в семье, распространения ВИЧ-инфекции, потери здоровья и преждевременной смерти, поэтому требуют особого внимания. По мнению специалистов, пропаганда здорового образа жизни и вреда наркотиков среди подростков – основное средство борьбы с наркоманией.

Наркомания — эпидемия нашего века, которая распространяется, в том числе и на детей. Причем более всего «заражению» подвержены подростки.

Проблема вызывает страх, негатив, боль, сочувствие, и мало кто задумывается над тем, что надвигающуюся беду можно предотвратить, если вовремя заметить.

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКАМ ИНТЕРЕСНЫ НАРКОТИКИ?

Пубертатный период — это время бурь и страстей, становления и принятия себя и мира. Тинейджеры плохо понимают жизнь вокруг, но пытаются найти в ней свое место. Им важно войти в общество, уже имея определенный жизненный опыт. Они хотят иметь собственное мнение обо всем, что происходит в мире взрослых. Подростки переживают личные драмы, волнуются по поводу своих интересов, получают уроки отношений с противоположным полом, а потом чувствуют себя неоцененными, разочарованными.

И тут в их жизни появляются наркотики, которые меняют сознание, сложное, по ощущениям детей, делают легким, снимают барьеры в общении со сверстниками, заставляют иначе смотреть на себя и на свою внешность, чувствовать себя привлекательными, уверенными, раскрепощенными. Подростки не думают о последствиях. Подростки пробуют. Так начинается катастрофа.

Основные мотивы интереса к наркотическим веществам.

Внутренние:

  • стремление к новым впечатлениям, желание пережить приключение;
  • стремление быть «своим» в компании;
  • поиск методов «отключения» от реальности, ухода от неприятностей;
  • желание иметь собственный реальный опыт.
    Внешние:

Кроме глубоких внутренних стимулов есть масса внешних обстоятельств, обладающих функцией «пинка» к употреблению наркотиков:

  • проблемы в учебе, особенно резкие и глубокие;
    семейные проблемы;
  • конфликты с педагогами, сверстниками, родителями;
    алкогольная или наркотическая зависимость родителей;
  • «гиперопека» в семье;
  • эмоциональная депривация в семье (отвержение родителями);
    статус «золушки» или «козла отпущения» в семье.
    Перечисленные проблемы могут иметь самые разнообразные конфигурации, но важно то, что подростки не способны справиться с ними самостоятельно. При этом отстраниться от ситуации ребенок также не может, поэтому ищет способы ухода от проблем. Наркотики дают иллюзию такого ухода.

ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ НАРКОТИКОВ

Наркотизацию легче предотвратить, чем излечить. Поэтому важно обращать внимание на любые изменения в поведении подростков. И, хотя главной их особенностью в этом случае является скрытность, все же, если проявить бдительность, у тинейджеров можно легко обнаружить некоторые характерные признаки наркотизации:

  • частую смену настроения без явных поводов;
  • раздражительность, агрессивность;
  • лживость, скрытность;
  • частые приступы усталости;
  • вялость, сонливость;
  • изменения в сфере общения: потерю старых контактов и появление новых «подозрительных» приятелей;
  • проблемы с аппетитом;
  • апатию, потерю интереса к прошлым увлечениям;
  • появление в доме непонятных предметов (например, чайных ложек, которые ребенок носит в сумке);
  • появление материальных трудностей, подозрительных трат;
  • замыкание дверей в шкафах или в комнате;
  • непонятные следы на теле, напоминающие уколы или порезы;
    странные пятна на одежде.

КАК ПОМОЧЬ НАРКОТИЗИРОВАННОМУ ПОДРОСТКУ?

Если вы заподозрили признаки наркомании, то всегда помните, что не нужно впадать в панику. Понятно, сохранять спокойствие в такой ситуации непросто, но только оно поможет вам правильно себя вести. Задача родителя — остановить катастрофу, и ему это по силам. Не устраивайте скандалов, этим вы лишь усугубите ситуацию и отвернете от себя ребенка, лучше выработайте четкий план действий.

Проанализируйте ситуацию. Поймите, что именно вызывает у вас тревогу (расширенные зрачки ребенка, следы от уколов на его теле и т. д.). Помните, что вывод о наркотизации можно делать при наличии проблем в комплексе, то есть тревожных сигналов должно быть несколько.
Добейтесь доверительных отношений, не отталкивайте ребенка от себя назидательным тоном и агрессией. Пообещайте ему, что поймете его в любом случае и примите правду, какой бы они ни была.
Убедите ребенка сходить к специалисту, чтобы выявить степень зависимости и определить, какие именно препараты употребляет ребенок. Скорей всего, выполнить этот пункт будет сложнее всего, поэтому не бойтесь обратиться за помощью к психологам.
Помогите ребенку найти новые интересы, и если он нуждается в серьезном лечении, и если пробовал наркотики несколько раз и пока не приобрел зависимости. В первом случае новые интересы ускорят реабилитацию и социализацию подростка, лечившегося от наркомании; во втором — помогут отвлечься от пагубной привычки и сменить круг знакомых.
Определите вместе с ребенком метод лечения, если это необходимо. Будьте с ним откровенны, вместе выбирайте клинику и врача, обсуждайте различные варианты терапии, говорите с подростком, как со взрослым человеком, который болен и который должен выздороветь, а не как с ребенком, в которого вы больше не верите.
Не оставляйте ребенка одного, обеспечьте постоянное общение с ним, но не слежку. Показывайте, что вы ему доверяете. Не контролируйте каждый его шаг, дайте ему шанс самому исправить свои ошибки.
Постоянно демонстрируйте свои доверие и любовь.
Но помните, что наркотики — это проблема, которую легче предотвратить. И лучший способ профилактики — это внимание к подростку, к его жизни и к его проблемам. Будьте другом для своего ребенка и, возможно, тогда ему не захочется «сесть на иглу». Спросите себя прямо сейчас, когда вы в последний раз проводили с ним время, когда обсуждали его проблемы, знаете ли, в кого он влюблен и с кем дружит. Если нет, то скорее исправляйте ситуацию. Вы очень нужны своему ребенку.

Помощь в Архангельской области оказывают:

г. Архангельск — Центр наркологической помощи подросткам: +7 (8182) 61-59-09

г. Северодвинск — реабилитационный центр «АУРА»: 8-952-255-05-01

г. Котлас – психоневрологический диспансер, запись к наркологу: 8(81837) 2-10-05

Анонимные Наркоманы, г. Архангельск: 8-906-285-51-66

Группа самопомощи для родственников и друзей наркоманов НАР-АНОН «ЛАДИЯ», г. Архангельск: 8-921-086-37-93

Телефон доверия для семей, где есть дети с зависимостью: 8 (8182) 68-51-04 (раб. дни с 9:00 до 17:00)

 

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять