Антикоррупционная политика Государственного бюджетного учреждения
социального обслуживания населения Архангельской области
«Красноборский комплексный центр социального обслуживания»
Антикоррупционная политика Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Архангельской области «Красноборский комплексный центр социального обслуживания» (далее — учреждение) разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Методическими рекомендациями по разработке и принятию организационных мер по предупреждению коррупции от 08 ноября 2013 года, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Антикоррупционная политика учреждения представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности учреждения.
1.Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики
1.1. Основными целями антикоррупционной политики учреждения являются:
- предупреждение коррупции в учреждении;
- обеспечение неотвратимости наказания за коррупционные проявления;
- формирование антикоррупционного сознания у работников учреждения.
1.2. Основные задачи антикоррупционной политики учреждения:
- формирование у работников единообразного понимания позиции учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- установление обязанности работников учреждения знать и соблюдать ключевые нормы антикоррупционного законодательства, требования настоящей политики;
- минимизация риска вовлечения работников учреждения в коррупционную деятельность;
- обеспечение ответственности работников за коррупционные проявления;
- мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных мер (стандартов, процедур и т.п.).
2.Используемые в антикоррупционной политике понятия и определения
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (часть 1 статьи 1 Федерального законы от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (часть 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного Кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя организации) – заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
3.Основные принципы антикоррупционной деятельности учреждения
Система мер противодействия коррупции в учреждении основывается на следующих ключевых принципах:
3.1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, а также нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам иных федеральных органов государственной власти, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к учреждению.
3.2. Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства учреждения в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
3.3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников учреждения о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
3.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения учреждения, его руководителей и сотрудников коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
3.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в учреждении таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
3.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников учреждения вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства учреждения за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
3.7. Принцип открытости деятельности учреждения.
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятой в учреждении системе мер по противодействию коррупции.
3.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
4.Область применения антикоррупционной политики и круг лиц, попадающих под ее действие
Основным кругом лиц, попадающих под действие антикоррупционной политики учреждения, являются работники, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых трудовых функций, и на других лиц, с которыми учреждение вступает в договорные отношения.
5.Определение должностных лиц учреждения, ответственных за реализацию антикоррупционной политики
5.1. Ответственными за реализацию антикоррупционной политики учреждения являются следующие должностные лица:
— руководитель учреждения;
— заместитель руководителя;
— главный бухгалтер;
— руководители структурных подразделений.
Данные должностные лица обязаны обеспечить выполнение требований действующего законодательства о противодействии коррупции и локальных нормативных актов учреждения, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции в учреждении.
5.2. Руководитель учреждения отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию антикоррупционной политики, включая назначение ответственного за организацию работы по предупреждению коррупционных правонарушений в учреждении.
5.3. Ответственный за организацию работы по предупреждению коррупционных правонарушений в учреждении:
— организует работу по профилактике и противодействию коррупции в учреждении в соответствии с антикоррупционной политикой учреждения;
— организует разработку проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию перечня антикоррупционных мероприятий, определенных антикоррупционной политикой учреждения, и представляет их на утверждение руководителю учреждения;
— оказывает содействие уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений.
6.Определение и закрепление обязанностей работников и учреждения, связанных с предупреждением и противодействием коррупции
6.1. Обязанности работников учреждения в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников учреждения или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.
6.2. Общие обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции, следующие:
— воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени учреждения;
— воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени учреждения;
— незамедлительно информировать руководителя или ответственное лицо за организацию работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
— незамедлительно информировать руководителя или ответственное лицо за организацию работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами;
— сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
6.3. Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в учреждении:
— руководителя;
— заместителя руководителя;
— главного бухгалтера;
— лица, ответственного за реализацию антикоррупционной политики;
— руководителей структурных подразделений.
7.Установление перечня реализуемых учреждением антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения)
В антикоррупционную политику включается следующий перечень мероприятий, которые учреждение планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции:
Направление | Мероприятие |
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов и декларация намерений поведения | Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью учреждения, стандартной антикоррупционной оговорки |
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур | Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.) |
Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.) | |
Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка выявленного конфликта интересов | |
Обучение и информирование работников | Ежегодное ознакомление работников под подпись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации |
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции | |
Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур | |
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов | Подготовка и предоставление отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции в Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области. |
Публикация отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции на официальном сайте учреждения |
8.Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики
8.1. Учреждение требует от своих работников соблюдения антикоррупционной политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения. Каждый работник, при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под подпись с антикоррупционной политикой учреждения и локальными нормативными актами, касающимися предупреждения и противодействия коррупции, изданными в учреждении.
8.2. Работники учреждения, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей антикоррупционной политики, а также за действие (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающих эти требования.
8.3. К мерам ответственности за коррупционные проявления в учреждении относятся: меры уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности учреждения, декларируемым антикоррупционным стандартам поведения. Данное сотрудничество может осуществляться в формах:
— сообщения в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно в учреждении;
— оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
— оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
10.Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику
10.1. При изменении законодательства Российской Федерации, либо выявлении недостаточно эффективных положений антикоррупционной политики учреждения она может быть пересмотрена и в нее могут быть внесены изменения и дополнения.
10.2. Работа по актуализации антикоррупционной политики учреждения осуществляется по поручению руководителя учреждения ответственным должностным лицом за организацию профилактики и противодействия коррупции в учреждении.